Составить развернутые ответы на вопросы. Осознаваемая и неосознаваемая часть психики
Согласно современным представлениям, основанным на работах К.Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая включает всего лишь около 10% психического материала. Неосознаваемая часть психики – это подсознание и сверхсознание. Подсознание – это тот психический опыт, который человек уже прошел, но несет его в себе; он связан с нашим биологическим существованием. Сверхсознание – это высшие уровни психики, то, к чему человек еще только идет, но ощущает это в себе. Осознаваемая часть психики, согласно К.Г. Юнгу, имеет Эго (наше представление о себе) и Личность (как мы представляем себя обществу). В структуре подсознания выделены два особо важных уровня – Тень и Анима (Анимус) – женское в мужчине и мужское в женщине. В Тени находятся те стороны наших качеств, которые мы не хотим демонстрировать в обществе, которые нам не нравятся. Если человеку не нравится в другом какое-то поведенческое проявление, это значит, что такую же тенденцию он скрывает в глубине своего подсознания. В Тени фиксируются все последствия психических стрессов, психотравмы и психокомплексы. Сверхсознание, по К.Г. Юнгу, представлено Самостью, т.е. человеческой сущностью без масок, Истинным Я, иррациональным ощущением себя, несвязанным с личностной сферой.
Человеческое сознание (осознаваемая часть психики) выражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления его связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга. Неосознаваемая часть психики имеет другой язык – язык образов и символов (синтетических образов), продуцируемых в основном правым полушарием.
Интегральная личность человека состоит из многих субличностей, воплощающих отдельные качества, отдельные жизненные программы. Эти субличности могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом (гармонии, взаимоподстраховки или компенсации, конфликта). Каждая из них в целостной структуре психики выполняет неповторимую роль, и при изменении какой-либо субличности неизбежно изменяется вся личность человека. Поэтому из психики ничего нельзя вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей. Высшим аспектом, интегрирующим, гармонизирующим психику, является Высшее (Истинное) Я. Оно дает ощущение цели жизни, правильности пути, долга, совести и других высших психических проявлений.
Второй по значимости аспект – это субличность "Мой внутренний ребенок". В каждом взрослом человеке живет маленький ребенок с его личным опытом, с его проблемами, вынесенными из детства, желанием защиты и любви. Отсюда – особая значимость периода становления психики для последующей жизни, т. к. первый психический опыт – это матрица для дальнейшего развития.
Каждая субличность имеет мотивационную, обычно неосознаваемую часть и осознаваемую, представляемую обществу. Часто в силу нашей социальной обусловленности нет полного соответствия между побудительным мотивом и его выражением на личностном плане. Эта деформация естественных психических проявлений приводит к невротизации, появлению психокомплексов.
Мотивы профессиональной деятельности
Мотивы, связанные с профессиональной деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последни ...
Эмпирическое исследование влияния свойств нервной
системы на развитие характера человека. Цель, задачи, программа и методы исследования
Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог выделить также четыре типа высшей нервной деятельности:
сильный, неуравновешенный
сильный, уравновешенный, подвижный
сильный, уравновеше ...
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап
. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или 'одиночна ...