Нужна ли человеку агрессия?
Страница 1

Нашей культурой проявления гнева не поощряются, обществом устанавливаются запреты на его проявления (моральные, правовые), и это имеет объективные причины. Исследования показали, что переживание гнева сопровождается сильным чувством импульсивности и низким уровнем контроля. Высокий уровень мышечного напряжения (силы), самоуверенности и импульсивности вызывает у человека готовность к нападению или другим формам действенной агрессии.

Нужна ли эмоция гнева современному человеку или это пережитки его эволюционного развития? Мы склонны соглашаться с теми исследователями, которые признают необходимость гнева и агрессии для психического и физического здоровья современного человека. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него уверенность и повышает готовность к самозащите. Современный человек редко оказывается в ситуации физической угрозы, но довольно часто испытывает психологическую. И гнев помогает отстоять свои прав и психологическую ценность. Если кто-то угрожает вам, то с ним нужно уметь вести себя твердо и уверенно, уметь дать отпор, и здесь может помочь умеренное чувство гнева и дозированная демонстрация агрессивности. Это вовсе не означает, что, нужно, испытывая гнев, постоянно проявлять его в активно агрессивной форме (нападение, угроза). Но если постоянно оставлять безнаказанным проявление враждебности других людей к вам, то это может привести к страданию, саморазрушению. Умеренный гнев придаст силы и уверенности, смелости, а небольшая доля злости позволит выступить в свою защиту.

Кроме того, экспериментально доказано, что подавление гневной экспрессии (агрессии) или запрет на нее может нарушить адаптацию человека, выражение агрессии (в основном вербальной) может быть конструктивным, когда человек, испытывающий гнев, хочет установить или поддержать хорошие отношения с другим. Он должен уметь искренне выразить свои чувства, сохраняя достаточный контроль над ними. Например, чтобы извлечь пользу из своего гнева, мы должны показать, сказать окружающим, как мы воспринимаем данную ситуацию, какие чувства она у нас вызывает, почему она на нас воздействует именно таким образом (вызывает гнев). При этом интенсивность чувств необходимо контролировать, чтобы эмоциональность не превышала уровня, убеждающего в нашей искренности. Такое выражение вербальной агрессии дает возможность открытого двустороннего общения и служит укреплению межличностных отношений. Люди, постоянно подавляющие свой гнев, более подвержены психосоматическим заболеваниям.

Итак, адекватное выражение способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям. Поэтому целесообразно учить детей выражению агрессии в социально приемлемых формах (это в основном вербальные проявления), учить контролировать свои негативные эмоции и различать ситуации, в которых проявление действий необходимо для своей безопасности и в которых такие действия будут неадекватными и приведут к нежелательным последствиям.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в вашем ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно явно выраженная агрессивность отличает как раз тех детей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми проявлениями уважения, послушания привязанности, когда хотят получить поощрение, - это их способ добиться любви.

Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка, и из этого заключает, что у детей вообще нет оснований быть агрессивными. Мы любим своих детей, это верно, но далеко не все проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее. Ребенок, например, не ощущает нашу нежность, когда мы энергично отмываем ему уши. Кроме того, столь же верно, что он вызывает у нас не только любовь, но порой и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично, что для многих родителей это стало правилом поведения. Вот почему, если ребенок видит в нас злыдней, которые более или менее регулярно подавляют \его, мешают жить, препятствуют удовлетворению его желаний, он непременно делается злым и агрессивным.

Страницы: 1 2


Самооценка и самоуважение
Первая составляющая самоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Вторая составляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнем компетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе, насколько хорошо вы ...

Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания. Организация исследования и характеристика выборки
В данном исследовании нами ставилась цель изучить влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом). При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности – ролевых позиций, которые люди зан ...

Средства анализа сочиненной сказки.
Говоря о психологическом анализе сказок, следует отметить ряд способов их интерпретации. Один из самых простых подходов – поведенческий, или бихевиоральный – велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может о ...