Нарушение приватности психологического пространства в юношеском возрасте
Страница 1

Информация » Особенности нарушения психологического пространства личности в юношеском возрасте » Нарушение приватности психологического пространства в юношеском возрасте

Вопрос о праве человека на личную жизнь касается всех нас, независимо от возраста. Чувства ребенка, оскорбленного тем, что родители обнаружили его дневник, мало, чем отличается от чувства мужа, который обнаружил, что жена просматривает его личную почту и роется в карманах. О ком бы ни шла речь: о ребенке или о взрослом, - приватность имеет для нас важное значение и заслуживает тщательного рассмотрения.

В английском языке есть слово privacy, имеющее аналоги во многих языках, но только не в русском. В отсутствие эквивалентного слова его можно перевести как «некая личная, неприкосновенная сфера, доступ в которую посторонних допустим только по воле хозяина». Иными словами, есть в жизни каждого человека такое пространство — будь то территория его жилища или область его личных переживаний, — куда окружающие не вправе проникнуть без его приглашения. В этом пространстве человек чувствует себя неуязвимым, здесь он принадлежит самому себе.

Три года – старт в развитии самосознания ребенка, а значит и потребности в приватности. Попытки отстоять свое личное пространство проявляются в стремлении ребенка к самостоятельности. В этом стремлении все его поведение может идти вразрез с тем, что предлагает взрослый. Этот феномен в психологии называют «негативизмом». Он носит социальный характер и адресован человеку. Важно, что при негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Он может отказаться от сладкого, держась за лед кричать, что он горячий и т.д. В этот момент для него самое важное, чтобы взрослые увидели его личность[8].

Одно из наиболее одиозных и раздражительных проявлений родительского недоверия заключается в попытках читать письма и дневники подростков, подслушивать их телефонные разговоры.

Некоторые родители не доверяют своим детям. Как правило, они проецируют на детей свои собственные страхи, тревоги, чувства вины»[11].

Вторжение в приватность ребенка, подростка, юноши чревато все теми же проявлениями негативизма, а также агрессией, замкнутостью и т.д. Очевидно, что гнев юношей, ощущающего вмешательство в его личную жизнь, выходит далеко за пределы страха быть застигнутым за плохим поступком и страха быть наказанным. Прежде всего, такой гнев связан с чувством собственного достоинства. Когда мы нарушаем чью-то приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку.

Безусловно, у ребенка, а тем более подростка должно быть что-то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет[8].

Юность- переход от пубертатного возраста к самостоятельной жизни. В этот период полностью завершается физическое созревание. Начинается психологическое созревание, которое связано с развитием самоопределения, самосознания. Юность рассматривается как вступление во взрослую жизнь. К этому периоду оказывается сформированными мировоззрение, способности, характер и т.д. Идет утверждение самоопределения личности подростка, преодолевается зависимость от окружающих его взрослых людей[3].

По мнению немецкого философа и психолога Эдуарда Шпрангера (1882-1963), автора влиятельной книги «Психология юношеского возраста»(1924), главная задача психологии – познание внутреннего мира личности тесно связанного с культурой и историей.

Юношеский возраст, который тянется у девочек с тринадцати до девятнадцати лет, а у мальчиков с четырнадцати до двадцати двух лет – прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов.

Главное новообразование этого возраста по Шпрангеру – открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Шпрангер делит юность на две фазы. Главная проблема четырнадцатилетних – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости. У семнадцатилетних, на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества и т.д.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление и потребность в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших.

Усиливается потребность не только в социальной но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства[7].

Юношеский возраст- период роста силы «Я», его способности проявить и сохранить свою индивидуальность. В это время уже есть основания для преодоления своего «Я» в условиях групповой деятельности, интимной близости или дружбы. Именно в этих условиях «Я» пробует свою силу через противостояние с другими людьми. Юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого[2].

Страницы: 1 2


Выводы
1. Семейная депривация является многокомпонентным социально-психологическим феноменом, определяющим следующие варианты пограничных психических расстройств у детей из групп "социального риска": - расстройства возрастного психологического развития (гипердинамичное поведение, реактивные расстройства привязанности). - связанные ...

Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий
Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношен ...

Принципы формирования рациональной системы питания
Рациональное или сбалансированное питание – процесс поступления в организм и усвоение им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и обновления тканей и регуляции функций. Принципы: достаточная энергетическая ценность пищи; оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи; ...