Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с ЗПРСтраница 1
Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах массовой общеобразовательной школы - воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться.
Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.
Возможность развития мышления на уроках труда, как и в процессе обучения в целом, определяется в настоящее время принципом развивающего обучения.
Реализация этого принципа в начальных классах школы способствует формированию важнейших психических новообразований младшего школьного возраста, обеспечивающих возможность полноценного перехода в последующий возрастной период. К ним в первую очередь психологи и педагоги относят абстрактное мышление, произвольность действий, внутренний план действия, самоконтроль и самооценку. При соответствующих условиях обучения в начальных классах уроки труда обеспечивают большие возможности в формировании этих новообразований.
Как известно, дети в основном приходят в I класс с конкретно-образным мышлением. Традиционные методы обучения на уроках труда, в том числе обучение трудовым операциям под диктовку, не способствуют формированию абстрактного мышления. Первокласснику диктуется и показывается каждое действие, и это ограничивает его возможности размышлять отвлеченно, представлять и планировать последующие операции.
Как показывают экспериментальные работы Э. А. Фарапо - новой, важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное развитие абстрактного мышления, - это обучение учащегося на уроках труда планированию.
Пооперационное планирование (развитие абстрактного мышления), которое применяют сейчас многие учителя начальных классов, по данным Э. А. Фарапо - новой, не только возможно внедрять с первых месяцев обучения в III классе, но и необходимо использовать при изготовлении учениками каждого изделия.
Вот как, например, были организованы уроки в III коррекционном классе, на которых дети учились планированию. К началу урока на доске был вывешен образец готового изделия (небольшая гирлянда из цветной бумаги) и предметно - наглядная учебно-инструкционная карта, которая состояла из:
- листа бумаги с расставленными на расстоянии 2 см точками вдоль верхнего края;
- листа бумаги с расставленными таким же образом точками вдоль нижнего края;
- листа бумаги с линиями, проведенными по линейке и соединяющими каждую верхнюю и нижнюю точки попарно;
- листа бумаги с несколькими точно по линии отрезанными полосками бумаги;
- кольца, склеенного из полосы цветной бумаги.
Как видно, на учебно-инструкционной карте в предметно-наглядной форме указаны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение задания на каждом этапе работы.
На первых уроках пооперационное изготовление предмета осуществляется под руководством учителя (объяснение и показ учителя).
После выполнения каждого этапа работы дети самостоятельно указывали, что нужно делать дальше.
Уже во второй четверти учебного года ученики III класса, рассмотрев образец и предметно-наглядную инструкционную карту, самостоятельно намечали план работы, указывали необходимые материалы и инструменты, изготовляли изделия.
Дальнейший путь развития мышления на уроках трудового обучения состоял в самостоятельном составлении плана и чертежа - развертки (построение развертки - один из приемов изображения на плоскости чертежа различных объемных предметов: коробочек, кубиков и др.) и изготовлении предметов по нему.
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представл ...
Теоретическая часть. Мотивация достижения успеха
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, свя ...
Анкетирование военнослужащих по экологическим проблемам
Было проведено анкетирование испытуемых по экологическим проблемам.
В экспериментальной группе были получены на вопросы следующие ответы.
Вопрос №1. Назовите три наиболее важные для Вас экологические проблемы.
Загрязнение окружающей среды – 15 человек, что составляет 75%;
Загрязнение воды - 11 человек, что составляет 55%;
Выбросы х ...