Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с
ЗПРСтраница 2
Особенности планирования и контрольно-оценочных действий детей связаны с недостаточной регуляцией их деятельности речью [47].
Так известно, организующая роль речи проявляется в том, что речь направляет и регулирует деятельность, способствует ее точности и осмысленности. Дети с задержкой психического развития затрудняются в правильном описании предложенного образца, в рассказе о выполняемой или предстоящей работе, в словесном отчете об уже сделанном. Высказывания учащихся часто формулируются схематично, при этом выявляются присущие детям нечеткость и ограниченность словарного запаса, малая вариативность грамматических форм, трудности в правильном оформлении связного высказывания. Например, рассказывая, как он будет выполнять работу (после предварительного разбора совместно с учителем), ученик говорит: «Надо сначала здесь сложить, потом это согнуть, а здесь вот отрезать. А здесь подклеить» (при этом он все показывает руками). Дети затрудняются в употреблении нужных слов заменяют одни слова другими. Так, при изготовлении елочной гирлянды вместо слова кольцо говорят «фонарик», «кружок», «шарик», вместо надрезать - «отрезать», «разрезать».
Поэтому при обучении детей с задержкой психического развития следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным развитием у них отдельных психических функций.
Большое значение для коррекции учебной деятельности детей имеют вопросы культуры труда и организации рабочего места. С первых дней обучения особое внимание следует обратить на воспитание умения готовить к уроку рабочее место и содержать его в порядке, правильно располагать необходимые для данного вида работы инструменты, приспособления и материалы, класть их в процессе работы на свои места.
Культура труда проявляется также в умении экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы. Эффективным приемом обучения является предварительная разметка мелом на доске. В этом случае учитель рисует на доске формат материала (например, листа бумаги), а ученик показывает мелом, как он будет потом размечать нужную деталь на своем рабочем месте. Также целесообразно подготовить такое задание, где на все детали дается строго определенное количество материала. Ученика предупреждают о том, что материала должно хватить только при условии экономно проведенной разметки [11].
При выработке у учащихся организационных умений и навыков, а также при обучении их правилам безопасной работы и гигиены труда необходимо помнить, что однократных, от случая к случаю, показов правильных приемов работы и требований к ее проведению совершенно недостаточно — нужна систематичность.
В работе по организации деятельности и преодолению импульсивности существенное место отводится воспитанию у учащихся привычки предварительно обдумывать задание, не приступать сразу к исполнительским операциям. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, которые требуют предварительного определения мест прикрепления отдельных частей (деталей), а также соблюдения последовательности операций. У учащихся вырабатываются навыки организованности, умение действовать по заранее составленному плану.
Возникновение и развитие сознания.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас ...
Быстрое восстановление
До сих пор рассматривались данные, демонстрирующие скорость вхождения в работу. Имеются, однако, данные, показывающие, что и период восстановления происходит при оптимальных условиях работы быстрее, чем при неоптимальных. И.В. Муравов отмечает, что после оптимальной нагрузки, примененной в качестве активного отдыха, наблюдается более бы ...
Результаты анализа данных, полученных по опроснику
Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
При изучении выраженности типов тревожности был вычислены средние баллы по каждому типу тревожности у исследуемых групп. Степень различия показателей между группами определялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 4.
Таблица № 4. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по д ...