Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в
дошкольном и младшем школьном возрастеСтраница 1
В настоящее время в Законе об образовании России предусмотрены следующие уровни профессионального образования и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание, обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность к труду и выбору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональное образование, на каждой из этих ступеней в той или иной мере должна решаться задача формирования личности специалиста (его мотивации, профессиональных ценностей) и задача вооружения необходимыми действиями, операциями, умениями и навыками, тактиками (анализ полного технологического процесса), стратегиями (способность ориентироваться во всей системе производства); послевузовское профессиональное образование как повышение квалификации, профессиональный тренинг и дополнительное образование, которое желательно осуществлять как использование широкой гибкой системы мер по всесторонней профессионализации населения, которая может стать важным средством его психологической защищенности. Со временем ныне действующая система профессионального образования может изменяться с учетом запросов общества.
Очевидно, что профессиональное становление нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Впервые это было убедитель- но показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, что большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные перио- ды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития [23]. Дальнейшие работы(Е.А. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.И. Логинова) в этой области позволили сделать два основных вывода:
Во-первых, необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь. Во-вторых, профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
В отечественной психологии разработано несколько периодизаций профессионального пути человека. При анализе этих периодизаций обращает на себя внимание частичное совпадение выделенных в них этапов с этапами общего возрастного развития, предложенными и в классификациях общей и возрастной психологии. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления. Т.В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности; 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полную реализацию личности в профессиональном труде [12]. Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию - человека как субъекта труда:
1)Стадия пред-игры (до 4 лет)- освоение функций восприятия, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;
2)Стадия игры(5-8 лет) – овладение «основными смыслами» человеческой деятельности;
3)Стадия овладения учебной деятельностью(8-12 лет) – развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности;
4)Стадия оптации (12-18 лет) — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
5)Стадия адепта (17-20 лет) – профессиональная подготовка по выбранной специальности;
6)Стадия адаптанта(20-23 года) — вхождение в профессию и привыкание к ней;
7)Стадия интернала(23-26 лет) — приобретение профессионального опыта;
8)Стадия мастера — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
9)Стадия авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
10)Стадия наставничества — передача профессионалом своего опыта[7]. А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:
1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности [13].
Сознание и познавательные процессы
Сознание.- высшая, интегрирующая форма психики, результат обществ, -исторических условий формиров. человека в труд, деят., при постоянном общении с др. людьми.
В структуру С. входят важнейшие познават. проц. с пом. которых чел. Обогащает свои знания. Это-ощущения, восприятия .память, воображение, мышление. С пом. ощущ. и воспр. в С.скл ...
Развитие способностей к общению. Методы психологического воздействия.
Уже ранее отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако, у каждой из этих сторон есть вполне определённые способы и приёмы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способност ...
Возрастные особенности проявления тревожности
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности ...