Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в
дошкольном и младшем школьном возрастеСтраница 3
Готовность мотивационной сферы заключается, по Климову, в трудовой направленности личности, потребности в труде; осознании общественной необходимости труда, мотивы долга; установки на труд, на высокую продуктивность труда; положительном эмоциональном отношении к труду («радость труда»), трудовом настроении; уважении к любому труду; сочетании избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд; трудолюбии (любовь к труду); трудовых интересах и склонностях (как источники достижения целей в труде и преодоления препятствий); устойчивых профессиональных намерениях, призвании; уверенности в своих силах в труде (как основа удовлетворения от труда); готовности сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложности задачи, партнера для совместной работы, профессии); готовности к труду и готовности к выбору профессии; качествах личности: требовательность к результатам своего труда, ответственность за результаты и способы труда, упорство и настойчивость в достижении цели, инициативность как постановка новых целей в труде.
Операциональная сфера включает в себя знания о различных видах профессиональной деятельности, видах труда; знание о «веере профессий», необходимых в данном регионе; общетрудовые умения и навыки, умения и привычка работать; знание требований, которые предъявляют разные виды труда к человеку; осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и способностях; знание того, что еще надо развить у себя; знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные качества и способности; знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у человека данной профессии; знание о стиле жизни в данной профессии; умение осуществлять практическую пробу сил в различных видах деятельности (в разных трудовых операциях, трудовых заданиях); умение выполнять работу за фиксированный отрезок времени; знания о неприятных сторонах однообразного, монотонного, обязательного труда, о трудностях адаптации на начальных этапах труда; умение мобилизовать усилия; знания о дисциплине труда;умение планировать, контролировать свои трудовые операции; знания о культуре труда (соблюдение плана, темпа, ритма работы); умение работать совместно (определить общую цель, распределить функции, участки работы, средства, инструменты, материалы, определить сроки работы, свое место в общем труде); качества личности: тщательность выполнения, организован -ность, саморегуляция в труде и др.; активное включение в учебный, бытовой, обслуживающий, общественно-полезный труд[10].
От того, как прошла допрофессиональная психологическая подготовка в школе и семье, зависит эффективность прохождения человеком дальнейших этапов профессионального пути - выбора профессии, профессионального обучения.
Формируя и развивая на каждом этапе профессионального обучения психологические качества будущего специалиста, важно стимулировать, прежде всего, мотивационную сферу (ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию, определяющие направленность личности) и затем, на ее основе - операциональную сферу (профессиональные знания, профессиональные способности, профессиональные действия, профессиональное мышление, профессиональные технологии, в том числе приемы сотрудничества в совместной профессиональной деятельности и др.). В процессе профессионального обучения желательно также по возможности преодолевать дисбаланс, рассогласование, дисгармонию между мотивационной и операциональной сферой будущего специалиста, когда, например, опережает мотивационная сфера - есть интерес к будущей профессии, а необходимых знаний и умений еще нет и т.д. Средствами профессионального обучения могут стать разные психологические стратегии: а) стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств путем стимулирования имеющихся у субъекта потенциальных качеств, доведения их до желательного уровня; б) стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке; в) стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации; г) стратегия коррекции - перестраивание неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста.
Названные психологические стратегии обучения могут быть соотнесены с различными педагогическими технологиями: деятельностно-ориентированное и личностно-ориентированиое обучение, жестко алгоритмическое, программированное обучение и индивидуально-вариативное и т.д. Предлагаются и разрабатываются разные виды обучения: адаптивное, развивающее, проблемное, дифференцированное или индивидуализированное, контекстное.
Нарушение мотивационного компонента восприятия.
Подход к восприятию, как деятельности обязывает выявить изменения ее различных характеристик, которые могут оказаться "ответственными" за его нарушение.Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, поэтому следовало ожидать, что при изменении личностного отношения изменяетс ...
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап
. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или 'одиночна ...
Алкогольная аддикция
Среди химических аддикции лучше всего изучена алкогольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заключается в том, что термин "изучена" в данном случае не совсем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люд ...

