Программа, направленная на оптимизацию детско-родительских
отношенийСтраница 1
Пояснительная записка.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста; наиболее целесообразны следующие возрастные границы: 4 – 5 лет, 6—7 лет, 8—9 лет, 10—11 лет.
Вместе с ребенком занятия посещает один из родителей, либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.
Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек). Предпочтительны разнополые группы.
Цикл включает 10 занятий, продолжительность каждого 2 часа. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю.
Возникающее чувство группы и групповой сплоченности — важные характеристики процесса родительско-детской психокоррекции, поэтому после второго занятия группа «закрывается» и новые участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-то выбыл.
Для проведения занятий требуется игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.
Противопоказаниями для посещения групп являются:
— у детей — умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния;
— у родителей — наличие собственных глубинных личностных проблем (это может препятствовать концентрации на нуждах ребенка), интеллектуальная неспособность к овладению необходимыми навыками, наличие эндогенного заболевания.
Цели и задачи
1. Коррекция отношений родителей и детей:
— установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
— улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
— выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
— формирование наиболее адекватной самооценки;
— приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
— укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
— обучение приемам саморегуляции психического состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):
— приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
— формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.
Программа оптимизации детско-родительских отношений
Занятие |
Цель. |
Элементы занятия |
1. «Знакомство» |
Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. |
«Связующая нить» «Какая рука у соседа» «Знакомство» «Молекулы» «Молекулы» Сказка «Баржа» «Презентация» «Игра без правил» Упражнение на принятие себя «Я — Ты» Домашнее задание Рефлексия «Связующая нить .» «Колокол» |
2. «Мир детский и мир взрослый» |
Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка исходя из позиции самого ребенка. |
«Связующая нить» «Подари улыбку» Танец «Цветок» Обсуждение домашнего задания «Зеркало» «Клеевой дождик» Сказка «Баржа» Презентация «Игра без правил» Упражнение на принятие себя «Да — нет» Домашнее задание Рефлексия «Связующая нить» «Колокол» |
3. «Все мы чем-то похожи» |
Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств. |
«Связующая нить» «Имя» Танец на сплочение группы Обсуждение домашнего задания «Тень» «Белые медведи» «Упрямый» Сказка «Баржа» Презентация «Игра без правил» «Машины» Домашнее задание Рефлексия «Связующая нить» «Колокол» |
4. «Почувствуй себя любимым» |
Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства. |
«Связующая нить» «Ласковое имя» Игра-танец «Аплодисменты по кругу» «Паровозик» «Мы тебя любим» Сказка «Баржа» «Игра без правил» «Налаживание взаимоотношений» Рефлексия «Связующая нить» «Колокол» Домашнее задание |
5.«Путь доверия» |
Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. |
«Связующая нить» «Передай сигнал» Танец «Цветок» «Слепой и поводырь» «Разведчики» «Кошки-мышки» «Баржа» «Игра без правил» «Ежик» Домашнее задание Рефлексия «Связующая нить» «Колокол» |
6. «Агрессия и гнев» |
Работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний. |
«Связующая нить» «Представь себя .» Танец свободы и победы «Святой Георгий» Обсуждение домашнего задания «Толкалки» «Дракон кусает свой хвост» «Ворвись в круг» «Игра без правил» «Только вместе!» «Колокол» Домашнее задание Рефлексия |
7. «Душевная погода» |
Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия. |
«Связующая нить» «Передай по кругу» «Слепой танец» «Пятнашки» «Кораблик» Сказка «Баржа» Презентация «Игра без правил» «Живые руки» Домашнее задание Рефлексия «Связующая нить» «Колокол» |
8. «Жизнь Земли» |
Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии. |
«Связующая нить» «Доброе животное» Танец «Противоположности» «Найди свою пару Обсуждение домашнего задания, представление рисунков «Белые медведи» «Играем в животное» Сказка «Зверь, птица, небылица» Презентация «Игра без правил» «Сиамские близнецы» «Колокол» Рефлексия «Связующая нить» Домашнее задание |
9. «Сделай себя счастливей!» |
Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья. |
«Связующая нить» «Комплимент» Танец «Распускающийся бутон» Обсуждение домашнего задания Театр» Путаница «Цвет-предмет» Презентация «Игра без правил» «Скульптор и глина» Рефлексия «Связующая нить» «Колокол» Домашнее задание |
10. «Все вместе!» |
Подведение итогов. |
Связующая нить Обсуждение домашнего задания Рисунок-подарок» «Общий рисунок» Подведение итогов Чаепитие «Колокол» |
Заключение.
Личность - это сознательный индивид (Б.Г. Ананьев) в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных ролей.
С позиций системного подхода деятельность и поведение личности рассматривается как динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью, в которой выделяют три основные подси ...
Проблемы
и особенности подростков, играющих в азартные игры
Употребление подростком или молодым человеком табака, алкоголя или наркотиков и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) формам поведения. Однако следует понять и признать тот факт, что определенные стереотипы поведения особенно в подростковом периоде входят в типичную возрастную структуру и при их ...
Рекомендации на основе полученных результатов
Итак, в ходе практической части мы выяснили, что для подростков обоих полов, страдающих двигательными тиками в возрасте от 11 до 18 лет характерна депрессивность или дистимная акцентуация характера. При неблагоприятных условиях она приводит к развитию депрессии и часто мешает детям вести нормальный образ жизни, свойственный их возрасту. ...