Психологические особенности поведения человека в экстремальных условияхСтраница 2
В любом стрессовом событии можно выделить три взаимосвязанных компонента:
• дистанционная угроза;
• восприятие и эмоциональное переживание этой угрозы индивидом;
• физиологические и соматические последствия этих переживаний.
В некоторых случаях стрессовое событие может иметь и психотравматические последствия, и тогда говорят о психотравмирующем событии. В процессе ответной реакции на психотравмирующее событие можно выделить несколько фаз:
• первичная эмоциональная реакция;
• фаза отрицания, выражающаяся в эмоциональном угнетении и стремлении избегать воспоминаний о психотравмирующем событии;
• чередование отрицания и вторжения. Вторжение проявляется в "прорывающихся" воспоминаниях о психотравмирующем событии, снах о событии и повышенном уровне реагирования на все, что о нем напоминает;
• фаза дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травматического опыта.
Продолжительность процесса реагирования на стрессовое событие обусловлена значимостью информации, связанной с этим событием, для индивида. При благоприятном течении данного процесса он длится от нескольких недель до нескольких месяцев после случившегося и завершается прекращением психотравмирующего воздействия. Но нередко напряжение, возникшее в результате действия стрессора, сохраняется намного дольше. При этом многие люди либо не распознают симптомы стресса, либо не знают, каким образом можно от них избавиться. В результате напряжение "встраивается" в систему личности и не напоминает о себе до тех пор, пока система не оказывается разбалансированной.
Степень тяжести психотравмирующего события зависит от:
• наличия или отсутствия угрозы для жизни;
• тяжести потерь;
• внезапности события;
• степени изолированности от других людей в момент события;
• степени воздействия окружающей обстановки;
• наличия или отсутствия защиты от возможного повторения психотравмирующего события;
• наличия или отсутствия моральных конфликтов, связанных с психотравмирующим событием, и их характера;
• пассивной или активной роли индивида в стрессовой ситуации;
• характера непосредственного воздействия данного события.
Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока продолжается переработка информации о стрессовом (психотравмирующем) событии.
К основным симптомам стресса, проявляющимся на психологическом уровне, относится следующее:
• раздражительность в общении;
• затруднения при выполнении повседневных дел и привычной работы, с которыми ранее индивид справлялся вполне успешно;
• потеря интереса к жизни;
• постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть;
• постоянное ожидание неудачи;
• ощущение собственной неполноценности или даже ненависть к самому себе;
• затрудненное принятие решений;
• потеря интереса к другим людям;
• постоянное чувство едва сдерживаемого гнева;
• ощущение враждебности со стороны окружающих;
• утрата чувства юмора и способности смеяться;
• безразличие (к работе, домашним делам, внешности, окружающим);
• страх перед будущим;
• боязнь собственной несостоятельности во всех ответственных делах;
• чувство, что никому нельзя доверять;
• пониженная способность к концентрации;
• неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое;
• сильный страх открытого или замкнутого пространства либо страх перед уединением [27].
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стресса в этом случае могут стать социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессовыми могут быть также требования и ограничения, налагаемые на поведение человека работой и семейными отношениями, возникновение стрессовых состояний может быть связано с внутренними причинами невозможности удовлетворения насущных потребностей.
Характер проявления стресса зависит и от индивидуальных особенностей людей. Нет двух людей, у которых проявления реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми, так как большая часть стрессов инициируется и воспроизводится самим человеком. Но, несмотря на индивидуальные различия, в поведении человека в экстремальных ситуациях можно выделить несколько типичных этапов.
Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предвидит наступление экстремальной ситуации. Содержание этого этапа носит познавательный характер: индивид накапливает определенную информацию о среде своего предстоящего обитания и об условиях предстоящей деятельности.
В зависимости от индивидуальных особенностей личности и уровня мотивации познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. В первом случае человек стремится получить как можно больше информации, проявляет активный интерес и использует для этого любую возможность. Здесь кроме активного потребления информации имеет место интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования. Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации без критического осмысления ее достоверности и необходимости. При этом сама информация в зависимости от ситуации может быть недостаточной, избыточной, случайной или закономерной, однако в основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности и особенностям репрезентации информации. В скоротечных экстремальных ситуациях данный период не выражен.
Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента
Для эффективного психолого-педагогического сопровождения нам необходима информация об особенностях развития мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а так же о коммуникативных особенностях учащихся, составивших выборку нашего исследования.
Необходимые данные, в первую очередь были нами получены в ходе предварительного изучения анализа ...
Основные этапы развития психики
Развитие психики у животных проходит ряд этапов
Основн. этапы Осн. этапы развития
псих. отражения поведения жив-х
III Отражение предм. III Интеелект. поведение -
связей сложные формы поведения,
отражающ. межпредм. связи
II Предм. восприятие II Навыки - формы поведения
приобретаемые в индивид. опыте жив.-х
I Элементарная I И ...
Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической
психологии.
В этом разделе мы постараемся осветить уже проводимую с детьми работу в области консультирования и психотерапии, выделив схожие положения и методы работы с агрессивным поведением детей.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию всех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического ...