Психологические особенности поведения человека в экстремальных условияхСтраница 3
Этап начального психического напряжения (фаза тревоги) представляет собой начало запуска механизма адаптации. Состояние человека на этом этапе можно сравнить с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену, с предэкзаменационными волнениями. Содержание этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и тревоги, которое активизирует деятельность организма, но снижает ее надежность. Таким образом, происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов в целях организации нового уровня психической деятельности.
На этапе острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Основными из этих факторов являются неожиданность ситуации, ее непредсказуемость, отсутствие опыта конструктивного решения проблем.
На этом этапе человек начинает испытывать фрустрирующее влияние среды, происходит активация адаптационного механизма. Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, которое препятствует рациональным процессам. Человек волнуется, теряет контроль над ситуацией и своим поведением и, наконец, начинает проявлять психопатологические реакции, не укладывающиеся, однако, в четко оформленные синдромы и (в большинстве случаев) не достигающие уровня патологии.
Но если уровень напряженности, которую индивид переживает в изменившихся условиях, превысит индивидуальный порог толерантности до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит личности найти конструктивные пути выхода из ситуации и обеспечит успешную адаптацию, то происходит серьезная дезорганизация психической деятельности, истощаются психические резервы. В этом случае можно говорить о дезадаптации — устойчивом психическом состоянии, выражающемся в неадекватном реагировании и поведении, что обусловлено функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей. Крайней формой дезадаптации являются психотические расстройства.
Следствием психической напряженности в измененной среде существования при невозможности ее конструктивного использования становятся нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы. Деструктивные последствия такого состояния проявляются в двух формах — агрессии и бегстве от ситуации. В простейшей форме агрессия представляет собой атаку на препятствие, но при осознании опасности такого поведения она направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, на сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии, т. е. вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных "заместителях". Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вообще без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности.
Второй тип, бегство от ситуации, характеризуется уходом личности в свои внутренние переживания, постоянным воспроизведением негативных состояний, самообвинениями и т. п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы, человек начинает считать источником всех бед самого себя, что, в свою очередь, порождает ощущение безысходности. Людям, реагирующим по второму типу, становятся свойственны замкнутость, отрешенность, погруженность в мир тягостных раздумий. Для коррекции своего состояния они склонны использовать психоактивные вещества, а нередко единственным выходом из ситуации и разрешением всех проблем им представляется уход из жизни [14].
Дезадаптация способна привести к глубоким психическим изменениям личности, могут возникнуть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, поэтому необходимо своевременно диагностировать дезадаптивное состояние и оказать необходимую помощь.
При развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении он вступает в этап завершающего психического напряжения. На этом этапе происходит своеобразная подготовка психики к возвращению к экономным режимам функционирования и реакций. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, на этот раз вызванные томительным ожиданием возвращения к привычной жизни.
Этап острых психических реакций выхода подобен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку комплекса психических реакций и всей психической деятельности.
Для этапа выхода из экстремальных условий характерна эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, ощущение полной свободы и неограниченных возможностей. Адаптированность выражается в появлении способности к эффективному решению проблем в новых условиях. Но если это состояние связано с формированием незрелых форм защиты, то возможно развитие дистресса — истощения резервных возможностей психики.
Любая стрессовая ситуация вызывает одну из следующих форм реагирования:
1) импульсивный тип дезадаптивного поведения: резкое снижение организованности поведения, импульсивные, преждевременные и несвоевременные действия, утрата сформированных навыков, повтор ответной двигательной реакции, снижение надежности из-за повышения общей чувствительности;
Введение.
Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность(2,3). Нам бы хотелось подчеркнуть актуальность применения сказки как проективной методики в работе со взрослыми, так как сказка занимает не ...
Пьянство и алкоголизм
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.1
Выборочные обследования показали, что на крупных промышле ...
Виды способностей
Учитывая недостаточную разработанность проблемы способностей, можно сказать, что нет ни одной стороны этой проблемы, которая не требовала бы исследования. В изучении способностей психологи обычно делят способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, на две большие группы: общие и специальные спо ...