Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования
Страница 2

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования

Учащиеся данного 4 Б класс составили выборку нашего исследования. В этом классе обучается 27 человек, из них 12 девочек 15 мальчиков.

Таблица № 1. Характеристика готовности к обучению в среднем звене 4 класс Б на конец 2004-2005 учебного года, (в %)

сфера

Пол

интеллектуальная

Эмоционально-волевая

Мотивационная

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

девочки

4

3

5

4

4

4

5

3

4

мальчики

4

5

6

4

6

5

4

4

7

итого

8

8

11

8

10

9

9

9

11

В течение первой недели 2005-2006 учебного года с учащимися данного класса мы провели адаптационную неделю, которая является первым этапом адаптационного психолого-педагогического сопровождение. Описание деятельности психолога в течение этой недели представлены в третьей главе.

По окончанию данной работы нам была необходима информации о развитии мотивационной сферы, уровня тревожности и личностных особенностей, для чего использовали следующие методики:

для исследования мотивации методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения» (Приложение 1),

для исследования уровня школьной тревожности - тест Филипса (Приложение 2),

для исследования коммуникативных способностей использовались материалы сборника "Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей" под редакцией В.И. Андреева (Приложение 3)

для исследования личностных особенностей – 12-факторный Опросник Кэттела (Приложение 4).

Для исследования ведущих мотивов учения нами была выбрана методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения» (Приложение 1). Данная методика позволяет распределить мотивы по видам на познавательные мотивы и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Так, познавательные мотивы разделяются на:

широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями);

учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);

мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:

- широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);

Страницы: 1 2 3 4 5


Эмоциональный стресс и стрессоустойчивость
Эмоциональный стресс - (от англ. stress – напряжение) неспецифическая (общая) реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие. [14] Имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие группы: 1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения чел ...

Психологический склад личности
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловл ...

Перечислить принципы формирования психического здоровья ребенка
1. Профилактика "стресса рождения" 2. Здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников 3. Наличие развивающей среды и конкретных наставников 4. Профилактика психокомплексов и неврозов 5. Особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития ...