Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования
Страница 2

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования

Учащиеся данного 4 Б класс составили выборку нашего исследования. В этом классе обучается 27 человек, из них 12 девочек 15 мальчиков.

Таблица № 1. Характеристика готовности к обучению в среднем звене 4 класс Б на конец 2004-2005 учебного года, (в %)

сфера

Пол

интеллектуальная

Эмоционально-волевая

Мотивационная

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

девочки

4

3

5

4

4

4

5

3

4

мальчики

4

5

6

4

6

5

4

4

7

итого

8

8

11

8

10

9

9

9

11

В течение первой недели 2005-2006 учебного года с учащимися данного класса мы провели адаптационную неделю, которая является первым этапом адаптационного психолого-педагогического сопровождение. Описание деятельности психолога в течение этой недели представлены в третьей главе.

По окончанию данной работы нам была необходима информации о развитии мотивационной сферы, уровня тревожности и личностных особенностей, для чего использовали следующие методики:

для исследования мотивации методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения» (Приложение 1),

для исследования уровня школьной тревожности - тест Филипса (Приложение 2),

для исследования коммуникативных способностей использовались материалы сборника "Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей" под редакцией В.И. Андреева (Приложение 3)

для исследования личностных особенностей – 12-факторный Опросник Кэттела (Приложение 4).

Для исследования ведущих мотивов учения нами была выбрана методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения» (Приложение 1). Данная методика позволяет распределить мотивы по видам на познавательные мотивы и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Так, познавательные мотивы разделяются на:

широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями);

учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);

мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:

- широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);

Страницы: 1 2 3 4 5


Различные подходы к изучению проблемы способностей.
Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная наука. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни л ...

Аддикции к еде
Переедание Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис­пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реаль­ности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неуда­чи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, ис­пользуя для этого процесс еды. И это часто ...

Понятие социальной психологии и ее место в системе психологических наук
Возникла на стыке наук психологии и социологии. Объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Запросы на социально-психологические исследования следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитан ...