Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования
Страница 4

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в среднем звене. Формирование выборки и методическое обеспечение исследования

3. Способность организовывать учебно-познавательную коллективную деятельность:

показатель: свойство личности распределять обязанности, мобилизовать и рационально использовать способности каждого в процессе коллективного выполнения учебных заданий

критерий - частота и эффективность проявления названных свойств личности в коллективной деятельности

4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе учебной дискуссии:

критерий - частота и уровень эффективности проявления названных свойств личности в коллективной учебной деятельности

5. Способность избегать конфликтов и успешно их разрешать в случае возникновения.

Всеми участниками образовательного процесса заполняются карточки, результаты заносятся в сводную таблицу, определяя уровень развития коммуникативных способностей:

Высокий уровень – от 11 до 15 баллов

Средний уровень – от 6 до 10 баллов

Низкий уровень - от 0 до 5 баллов

Дополнительную информацию о личностных особенностях пятиклассников мы получили с используя 12-факторныйо опросник Кэттела (Приложение 4). Модифицированный вариант детского личностного вопросника, предназначенный для детей 8–12 лет, включает в себя 12 факторов или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или «первичной черты» (в вопроснике он измеряется в стенах – единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным – 10 и средним – 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума. Соответственно, на эти биполярные содержания указывает значок + или - , стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы.

Таблица № 2. Личностные факторы 12-факторного опросника Кэттела

Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный

– А +

Открытый, доброжелательный, общительный, участливый

Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик

– В +

Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний

Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый

- С +

Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Неторопливый, сдержанный, флегматичный

– D +

Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый

Послушный, зависимый, уступчивый

– Е +

Доминирующий, независимый, напористый

Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный

– F +

Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный

– G +

Добросовестный, исполнительный, ответственный

Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе

– Н +

Социально-смелый, непринужденный, решительный

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя

– I +

Чувствительный, нежный, зависимый от других

Безмятежный, спокойный, оптимистичный

O

+

Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений

Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов

- Q3 +

Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов

Расслабленный, спокойный, невозмутимый

– Q4 +

Напряженный, раздражительный, фрустрированный

Страницы: 1 2 3 4 5


Различные подходы к изучению проблемы способностей.
Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная наука. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни л ...

Диагностика стрессоустойчивости подростков по методикам Холмса-Раге и Кеттелла
Американские ученые Холмс и Раге длительное время посвятили изучению зависимости психических и физических заболеваний различного происхождения от стресогенных ситуаций. В ходе исследований они опросили и осмотрели более пяти тысяч человек. В результате Холмс и Раге пришли к выводу, что психические и физические заболевания (сюда же можно ...

Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии. Сегодня к жизни в Майкопской воспита­тельной колонии приспосабливаются 33 под­ростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН Росси ...