Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период
адаптации школьников к обучению в среднем звене. Адаптационная
программа для учащихся пятых классовСтраница 2
Заключение адаптационной недели пятиклассники было связано с утверждением и осознанием появления нового сообщества - класса. На этом этапе ребята создавали автопортрет своего класса. Это был коллективный рисунок: "живые картинки", устная презентация своего коллектива. Работа была организована таким образом, что каждый ученик внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе. Закончился данный этап мероприятием для параллели 5-х классов. На спортивном мероприятие «Веселые старты» учащиеся всех пятых классов представили свои презентации. Эмоциональное переживание за успех своей команды лишь способствует укреплению чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.
Это позволило определить основные направления адаптационной поддержки второго этапа. Нами была использована программа «Новичок в средней школе» автор-составитель Осипова Елена Анатольевна (Приложение 5).
В данной программе сделана попытка учесть значение зоны ближайшего развития в освоении коммуникативных навыков. Занятия должны помочь пятиклассникам в период адаптации. Важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10–11 лет.
В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы.
Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи:
Для пятиклассников:
помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;
помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
помочь детям принять “новых” учителей;
пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).
Для учителей-предметников:
снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
создать атмосферу сотрудничества;
договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:
1. Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях (Приложение 6).
Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем
звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...
Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента
Для эффективного психолого-педагогического сопровождения нам необходима информация об особенностях развития мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а так же о коммуникативных особенностях учащихся, составивших выборку нашего исследования.
Необходимые данные, в первую очередь были нами получены в ходе предварительного изучения анализа ...
Типология межличностных конфликтов
Межличностные конфликты человека зависят от его статуса, причем с точки зрения статуса в его социологическом понимании. Указанная выше система межличностных конфликтов характеризуется наиболее часто встречающимися видами взаимодействия с определенной категорией людей различного социального статуса и социальной роли. В связи с эти можно ...