Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентовСтраница 1
Профессиональное самосовершенствование - это результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще.
Факторы, способствующие удовлетворению потребностей называются мотиваторами.
Важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают:
- во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей,
- во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям.
Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.
Источником непрерывности образования личности могут выступать как внешние, так и внутренние стимулы. И те, и другие возникают в результате “рассогласования” успеха личности с идеалом или эталоном, который сформировался в ее сознании, и достижений личности с требованиями жизни.
Внешние стимулы непрерывного образования возникают из-за несоответствия результатов профессиональной деятельности требованиям к данной деятельности. Они чаще всего побуждают личность к пополнению своего образования.
Внутренние стимулы связаны с потребностью в педагогическом творчестве, в самореализации личности. Этот путь призван развить личность и через ее совершенствование выходить на новые уровни мастерства.
Внешняя и внутренняя стимуляции сосуществуют, дополняют друг друга, вызывают желание и интерес к продолжению образования. Мотивация и желание самосовершенствоваться появляется в результате положительной рефлексии и адекватной ей информационной наполненности личности.
Осознание специалистом своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Один из путей стимулирования профессионального самосовершенствования - организация всевозможных практикумов и психотренингов, совершенствующих профессиональную компетентность учителя (26;27;33).
По результатам диагностики мотивации профессиональной деятельности студентов очного и заочного отделений были выявлены основные движущие силы их мотивации МПСС. Одна из них – стремление познать себя, разобраться в своих сильных и слабых сторонах, приобрести уверенность в своих профессиональных и личностных качествах.
Учитывая ограниченный срок эксперимента, мы выделили из всех мотиваторов МПСС именно этот – самопознание - и отобрали студентов, имеющих низкий балл по второму критерию МПСС – отношению к себе как специалисту. Большинство из них оказались первокурсниками.
Цель коррекционной работы была – удовлетворить стремление студентов познать себя, разобраться в своих сильных и слабых сторонах, приобрести уверенность в своих профессиональных и личностных качествах и таким образом повысить отношение к себе как профессионалу.
Далее была сформирована группа студентов, в число которых входили и студенты с низким баллом самоотношения, и все желающие познать собственные качества личности. Общее количество – 25 человек.
Формирующий эксперимент включал два этапа:
1 этап - практикум по самопознанию.
2 этап - коллоквиум на тему «Технология успеха в профессиональной деятельности».
В процессе реализации первого этапа студентам было предложено 7 заданий:
1) Изучение способности к самопознанию с помощью опросника «Что значит познать себя?» (по А. И. Красило);
2) Иллюстрация к теме «Я-концепция личности» (по Р. Бернсу);
3) Выявление различных составляющих Я-концепции при помощи проективной методики «Символические задания на выявление «Социального Я» (по Б. Лонгу, Р. Зиллеру, Р. Хендерсону);
4) Изучение самооценки при помощи методики ранжирования;
5) Осознание сильных и слабых сторон своей личности. Обучение самопринятию (по В.Г.Маралову);
Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с
хроническими соматическими заболеваниями. Программа
исследования
Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями.
2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хр ...
Теория личности. Развитие личности
Одна из предпосылок создания психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизмен ...
Пограничные психические расстройства, развивающиеся у подростков с
девиантным поведением в условиях семейной депривации
В данной главе представлен клинико-психопатологический анализ связи психических и поведенческих расстройств с аномальными семейными отношениями и условиями семейной депривации у детей с безнадзорностью и асоциальными формами поведения (воспитанники специализированной школы закрытого типа для детей с девиантным поведением и несовершеннол ...