Значение ожиданий в системе межличностных отношений
Страница 2

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Значение ожиданий в системе межличностных отношений

Олпорт Г. отмечает, что "воинственные решения всегда вытекают из воинственных ожиданий и подготовки" [12, с.159]. В свою очередь, уже сложившаяся ситуация взаимоотношений влияет на формирование следующих ожиданий: "миролюбивые отношения порождают ожидание миролюбивых отношений" [12, с.155].

"Жизненный опыт и приобретенные знания часто подсказывают человеку, что он должен ждать в будущем" [5, с.64]. Влияние предыдущего опыта на восприятие является одним из факторов возникновения тех или иных ожиданий, а соответственно тоже выполняет регуляторную функцию.

"На важную роль ожиданий при установлении и сохранении взаимопонимания указывает Линчевский Э. Ожидания, в которых прогнозируется будущее поведение партнера и динамика ситуации, в которой происходит общение, является неотъемлемой частью нормального развития человеческих отношений. Если таких ожиданий у субъекта общения нет или они очень размыты и неопределены, то человек чувствует себя растерянным, неуверенным, не знает как себя вести, как выбрать адекватную линию поведения. Ожидания тесно связанны с действиями человека. Нельзя сформулировать прогноз или его чрезмерная определенность нередко ведет к дезорганизации всего поведения. Наличие же четкого ожидания, как правило, автоматически включает соответствующие шаблоны поведения" [6].

Как видно, главная функция ожиданий - регуляция межличностных отношений, это подготовка участников отношений к взаимодействию, контроль и адекватное восприятие отношений. Ожидания могут сыграть как позитивную, так и негативную роль в межличностных отношениях, но бесспорно и налицо важность учения их влияния на динамику и содержание отношений.

Страницы: 1 2 


Теоретико-методологические аспекты психологии экологического сознания
Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы "общество – человек – техника – природная среда", уступая в этом медицине, философии ...

Глоссарий
Активность – понятие, указывающие на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. Инстинкты (с точки зрения перинатальной психологии) – психофизиологические представители бессознательного в реальной жизни человека, являющиеся инструментом адаптаци ...

Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...