ПриложенияСтраница 11
Шкала 5: самоценность.
Примеры пунктов:
—Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
—Мое собственное Я не представляется мне чем-то достойным глубокого понимания.
—Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
—Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
—Мое внутреннее Я всегда мне интересно.
Высокий балл фактора отражает ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.
Низкий балл шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного Я, отстраненности и безразличия к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала 6: самопринятие.
Примеры пунктов:
—Можно сказать, что я себе нравлюсь.
—Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
—Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
—Во мне вполне мирно уживаются и мои достоинства, и мои недостатки.
—Мой внутренний голос мне редко подсказывает то, с чем бы я в конце концов согласился.
В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.
Шкала 7: самопривязанность.
Примеры пунктов:
—Я бы хотел оставаться таким, какой я есть.
—Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
—Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
—Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
—Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
В содержании данных пунктов в первую очередь обращает внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного Я (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкий балл суждений связан с сильным желанием изменений себя и окружения, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию идеальному представлению о себе.
Шкала 8: внутренняя конфликтность.
Примеры пунктов:
—Порой мне кажется, что я какой-то странный.
—Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
—Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
—У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?
—Нередко споры с самим собой заканчиваются мыслью, чтоI все равно выйдет не так, как я решил.
— Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающим на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я.
Шкала 9: самообвинение.
Примеры пунктов:
— Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
— Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
—Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
—Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
— Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям к в собственный адрес.
Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес Я. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это фактор с низким баллом, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.
Теоретические основы изучения внимания. Определение
внимания
Внимание –
важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку и в его повседневной жизни – в быту, общении, спорте.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрении которых ...
Исследование влияния телевидения и чтения
литературы на развитие личности подростка. Постановка
целей и задач исследования, описание работы
Для того чтобы более конкретно изучить проблему влияния СМИ и культуры на развитие личности подростка, были взяты два аспекта в сравнении: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг - литература (как часть культуры).
Актуальность исследования
Развитие личности проходит в течение всей жизни человека. Между тем, в школе вопpосам в ...
Понятие "пограничные психические расстройства" в детско-
подростковом возрасте
Проблема пограничных нервно-психических расстройств в связи с трудностью определения их границ и классификации до сих пор остается дискуссионной (Дмитриева Н.В., Морозов В.И., 1980; Захаров А.И.,1991; Ковалев В.В.,1995; Лебединский В.В., 1985; Чуркин А.А.,1995; Adler A., 1989; Alnwith M.D., Dlenar M.C., Waters E., Waters S., 1978; Bandu ...