Аналитическая часть. Обработка и интерпретация данныхСтраница 3
Таблица 5
Таблица сопряженности
Пол |
Высокая стрессоустойчивость |
средняя и низкая стрессоустойчивость |
Всего |
Девочки |
12 (а) |
3 (b) |
15 (а+b) |
Мальчики |
9 (с) |
6 (d) |
15 (с+d) |
Итого |
21 (а+с) |
9 (b+а) |
30 |
Коэффициент контингенции рассчитывается по формуле 3:
(3)
Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными.[35] Так и в нашем случае связь между показателями пола и стрессоустойчивости подростков невелика, однако она имеет место. Девочки в принципе меньше подвержены тикозным гиперкинезам, возможно потому, что их стрессоустойчивость всегда выше стрессоустойчивости подростков мужского пола.
Возрастная динамика стрессоустойчивости практически не отличается по результатам двух тестов (рисунки 12 и 13): наибольшие показатели стрессоустойчивости у подростков с двигательными тиками с 15 лет, а наиболее подвержены стрессорам дети в 12-13 лет. То есть можно говорить о том, что возраст от 12 до 14 лет по показателям депрессии и стрессоустойчивости является критическим для подростков с двигательными тиками.
Рисунок 12
Динамика стрессоустойчивости в зависимости от возраста по шкале Холмса-Раге
Рисунок 13
Динамика стрессоустойчивости в зависимости от возраста по шкале Кеттела
Следовательно, наша гипотеза в ходе обработки полученных данных исследования подтверждается лишь частично: подростки с двигательными тиками подвержены депрессивности, но при этом у большинства из них высокая стрессоустойчивость. Депрессия и низкая стрессоустойчивость имеют место реже и сопутствуют друг друга. Девочки меньше страдают от них, чем мальчики.
В конце мы переходим к сравнению депрессивности и стрессоустойчивости у детей, страдающих двигательными тиками с детьми здоровыми. У нас нет определенный гипотезы относительно соотношения депрессивности и стрессоустойчивости у детей с тиками и здоровых детей. Однако мы можем предположить, что психологическое состояние детей здоровых более благополучно и у них реже встречается дистимная акцентуация характеры, выше стрессоустойчивость. Если это предположение подтвердиться, то мы только подкрепим нашу основную гипотезу, о том, что дети с двигательными тиками более подвержены депрессивности, депрессивным состояниям и обладают пониженной стрессоустойчивостью.
Мы уже имели возможность рассмотреть сводные ведомости тестирования здоровых подростков по методикам Бэка и Жмурова, а также Холмса-Раге и опроснику Кеттела. На первый взгляд можно убедиться, что у здоровых детей не наблюдается депрессия, и намного реже встречается депрессивность (таблицы 6-7). Стрессоустойчивость их также несколько выше, нет случаев очень низкой стрессоустойчивости (таблицы 8-9). При этом у здоровых девочек, также показатели несколько лучше, чем у мальчиков. Депрессивность встречается всего у 3 девочек, а среди мальчиков у 5 (по шкале Бэка). Высокая стрессоустойчивость характерна для 9 девочек, и 6 мальчиков (шкала Холмса-Раге).
Явление конформизма в социальной психологии
Конформность - это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения. Такая зависимость имеет разные степени выраженности - от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высоко ...
Психологические особенности опознания.
С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сравнивает их о мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии, опознание, если иметь в виду его психологическое содерж ...
Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера
подростков
Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.
В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).
Данное исследование проходило в три этапа.
1. Диагностика учащихся.
Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический ...