Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа экспериментаСтраница 1
Для эффективного психолого-педагогического сопровождения нам необходима информация об особенностях развития мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а так же о коммуникативных особенностях учащихся, составивших выборку нашего исследования.
Необходимые данные, в первую очередь были нами получены в ходе предварительного изучения анализа, подготовленного школьным психологом в конце 2004-2005 учебного года. В нем содержаться материалы, раскрывающие особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной готовности к переходу в среднее звено школьного психолога. На основании этих данных мы и определили класс, который более других нуждается в психолого-педагогическом сопровождении в период адаптации.
При помощи комплекса диагностических методик мы получили дополнительную информацию об учащихся данного класса на начало 2005-2006 учебного года.
Анализ результатом исследования учебной мотивации с использование методики «Ведущие мотивы учения» показал, что у учащихся данного класса учебные мотивы представлены следующим образом (таблица № 3).
Таблица № 3. Результаты исследования учебной мотивации (в %)
|
Количество человек |
Мотивы учения | |||
|
Внутренние |
Внешний |
Социальные |
Познавательные | |
|
Девочки (12) |
18,6 |
25,9 |
29,6 |
14,9 |
|
Мальчики (15) |
22,2 |
33,3 |
29,6 |
25,9 |
|
Всего 27 учащихся |
40,8 |
59,2 |
59,2 |
40,8 |
Кроме того, ответы на вопрос «Почему ты учишься?» позволили определить направленность мотивации учащихся 5 класса Б:
У 22,2 % - проявляется познавательный мотив учения («Учусь потому, что на уроке интересно», «Учусь потому, что хочу больше знать»),
У 14,8 % - позитивный мотив учения («Учусь потому, что интересно быть среди друзей», «Учусь, чтобы доставить радость родителям»)
40,8 % учащихся указали такие мотивы, как «Учусь потому, что заставляют родители», и даже «Потому, что мама ничего не купит».
На начало учебного года интересы учащихся по учебным предметам распределились следующим образом:
Математика – 33,3%
Литературное чтение – 14,8%
Русский язык – 14,8%
География – 22,2%
История – 59,2 %
Труд – 40,8 %
Физкультура – 74 %
Полученные данные позволяют не только выявить направленность интересов детей, но и указывает на необходимость лучше продумывать подачу учебного материала по «малоинтересным» для детей предметам таким образом, чтобы они перешли в разряд «интересных».
На вопрос о любимом занятии большинство ребят ответили: «Прогулка», «Игры на свежем воздухе», «Общение с друзьями», «Посещение компьютерных салонов».
И так, данные исследования учебной мотивации учащихся показали, что в данном классе необходимо осуществлять работу, направленную на развитие познавательных и внутренних мотивов. Эти мотивы способствуют развитию познавательной активности, повышению обученности и как следствие способствуют адаптации обучения в среднем звене.
Исследуя особенности проявления школьной тревожности, мы использовали тест Филипса. Данные мы рассматривали с позиции общего показателя тревожности и каждый параметр школьной тревожности в отдельности, поэтому он был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин вызывающих данное эмоциональное состояние.
Определив общий показатель тревожности, мы составили таблицу данных (таблица № 4), которая помогла нам определить общий уровень тревожности ребенка в целом и ведущий параметр в частности.
Таблица № 4. Итоговая таблица результатов изучения школьной тревожности в % классе Б (тест Филипса, в %)
|
№ п/п |
Факторы тревожности |
Общий балл | |||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
15 |
5 |
6 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
35 | |
|
12 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
39 | |
|
11 |
6 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
40 | |
|
18 |
5 |
8 |
5 |
5 |
5 |
4 |
6 |
56 | |
|
13 |
7 |
7 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
48 | |
|
16 |
10 |
11 |
5 |
6 |
5 |
4 |
8 |
65 | |
|
12 |
6 |
9 |
6 |
4 |
3 |
3 |
5 |
48 | |
|
9 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
23 | |
|
11 |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
39 | |
|
15 |
8 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
47 | |
|
13 |
7 |
9 |
3 |
4 |
5 |
4 |
7 |
52 | |
|
17 |
6 |
6 |
5 |
6 |
4 |
3 |
7 |
54 | |
|
14 |
7 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
44 | |
|
16 |
9 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
49 | |
|
15 |
5 |
8 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
46 | |
|
11 |
6 |
7 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
31 | |
|
14 |
6 |
7 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
40 | |
|
7 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
5 |
31 | |
|
16 |
7 |
6 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
46 | |
|
15 |
7 |
9 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
49 | |
|
20 |
11 |
10 |
5 |
5 |
4 |
4 |
8 |
67 | |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
13 |
6 |
6 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
43 | |
|
13 |
5 |
6 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
35 | |
|
12 |
6 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
42 | |
|
9 |
3 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
30 | |
|
14 |
7 |
9 |
6 |
5 |
5 |
3 |
8 |
57 | |
|
16 |
8 |
8 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
51 | |
Процесс группового принятия решений. Явление группомыслия
Среди различных методов принятия групповых решений велика роль групповой дискуссии. Ее закономерности: 1) позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы; 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его ...
Выводы
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в V классе , успешность его учебной деятельности.
Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в подростковом возрасте это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компе ...
Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как
фактора развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного
возраста. Констатирующий этап исследовательской раб
Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста Арзамасцевского ДОУ.
Гипотеза
: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и кос ...

